О санитарно-гигиенических требованиях к размещению базовых станций сотовой радиотелефонной связи
О санитарно-гигиенических требованиях к размещению базовых станций сотовой радиотелефонной связи
В последнее время участились обращения в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии жителей республики,обеспокоенных установкой на крышах или вблизи жилых домов базовых станций радиотелефонной связи и возможным неблагоприятны влиянием электромагнитных полей, излучаемых базовой станцией, на здоровье.
В связи с этим хотелось бы ответить на вопросы, которые чаще возникают у наших граждан.
Базовые станции радиотелефонной связи могут устанавливаться на земельных участках в виде отдельно стоящих мачт высотой от 25 до 50 метров или на кровле существующих строений, как правило, наиболее высоких на данной территории. Это могут быть промышленные здания, трубы котельных и многоэтажные жилые дома.
Разрешение на размещение базовой станции на земельном участке выдают органы местного самоуправления в соответствии с градостроительным законодательством. Разрешение на установку базовых станций на существующих строениях выдают собственники данных строений, заключая с оператором сотовой связи договора на эксплуатацию кровли строения.
При подготовке данных разрешений и органы местного самоуправления, и организации, эксплуатирующие здания, должны учитывать мнение населения и жителей домов, являющихся собственниками жилых домов.
Но получение разрешения на размещение базовой станции данных органов не является окончательным.
Для размещения базовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. При этом должны быть соблюдены требования санитарных правил СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов».
Данные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации средств подвижной радиосвязи, к размещению и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов, допустимым уровням электромагнитных полей, воздействие которых не может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека.
Санитарные правила не запрещают размещение БС на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При отсутствии на территориях высоких зданий, БС могут устанавливаться и на специальных мачтах высотой от 25 до 45 м., или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях. Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см 2 . На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.
Базовые станции оснащаются приемопередающими типами антенн. Для этого на одной мачте устанавливаются несколько антенных устройств, каждая из которых работает только в определенном направлении стороны света. Размещая на одной мачте несколько антенных устройств (обычно 3- 4), оператор БС обеспечивает устойчивую связь БС с владельцами сотовых телефонов, находящихся в зоне обслуживания БС. Основная энергия излучения передающего антенного устройства (при графическом его изображении) представляет собой форму лепестка, на границе которой уровень электромагнитного поля не должен превышать 10 мкВт/ см 2 . В результате электромагнитное излучение одной БС представляет собой несколько «лепестков», направленных горизонтально по сторонам света (диаграммы направленности антенн). Необходимым условием нормального функционирования сотовой связи и безопасности окружающей среды и человека является направление «лепестка» в сторону и выше строений, жилых домов, в которых работают или живут люди.
Соблюдение данных условий обязательно учитывается при рассмотрении материалов по обоснованию размещения БС, которые операторы сотовой связи представляет на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» и затем в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии.
Вместе с заявлением оператор предоставляет: ситуационный план с отметкой места установки БС; копии договоров аренды или права собственности; расчеты определения уровня электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории с указанием границ санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки; диаграммы направленности антенн. Данные материалы проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и делается вывод об отсутствии или оказании негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье населения и соответствии проектных материалов требованиям вышеназванных санитарных правил.
В последующем, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, до начала эксплуатации базовой станции оператор сотовой связи повторно должен обратиться в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии для согласования ввода базовой станции в эксплуатацию. При этом аккредитованными лабораториями проводятсяизмерения фактической интенсивности электромагнитных полей в зоне влияния базовой станции, подтверждающие безопасные уровни воздействия объекта на среду обитания и здоровье человека.
Санитарно-защитная зона для базовой станции рассчитывается исходя из максимальной нагрузки, с учетом имеющихся вблизи других базовых станций. Фактическая мощность излучения антенны БС не постоянна, она меняется в зависимости от нагрузки сети, т.е. количества активных сотовых телефонов в зоне обслуживания. В ночные часы она низка, днем повышается.
Практика эксплуатации базовых станций и натурные замеры, проводимые аккредитованными лабораториями, в том числе по обращениям граждан, свидетельствуют, что базовые станции сотовой связи не достигают максимальных показателей мощности и заложенные в проекте расчетные санитарно-защитные зоны не требуют пересмотра.
При рассмотрении данной проблемы необходимо обратить внимание на то, что устойчивая работа сотовых телефонов, без которых уже не обходится большинство населения, обеспечивается только развитой сетью базовых станций.
При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.
В России пока завершается внедрение сотовой связи за счет установки базовых станций, расположенных друг от друга на расстояниях до 1- 20 км. В городе Чебоксары на сегодняшний день эксплуатируется 370 базовых станций (по Чувашской Республике – более 1100).В развитых странах уже переходят на микросотовую связь, когда маломощные БС устанавливаются на малых расстояниях друг от друга (200-500м) значительно снижая уровень электромагнитного излучения сотовых телефонов абонентов.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике — Чувашии , 2020
Установка вышки сотовой связи не требует обязательного изменения вида разрешенного использования земли
goldenshrimp / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации отменил штраф, наложенный на главврача психоневрологического диспансера из-за того, что на территории медучреждения находится вышка сотовой связи (постановление ВС РФ от 21 февраля 2018 г. № 41-АД18-5).
Штраф по ч. 1 ст. 8.8 КоАП был наложен Росреестром. По мнению ведомства, сам факт нахождения сотовой вышки на территории диспансера нарушает целевое назначение выделенного ему земельного участка: согласно кадастровому паспорту, вид разрешенного использования участка – для эксплуатации психоневрологического диспансера. А между тем на территории данного учреждения находится железобетонная опора, на которой размещена вышка сотовой связи, и нестационарный металлический объект, ориентировочной площадью 6 кв.м с оборудованием связи. И эта опора, и ящик с оборудованием – по документам – принадлежат диспансеру и сдаются им в аренду местному провайдеру. Следовательно, учреждение использует землю вопреки целевому назначению.
Аналитическая система «Сутяжник « поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретном виде споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу.
Главный врач диспансера пытался оспорить штраф, но и районный, и областной суды согласились с Росреестром.
ВС РФ, рассмотрев жалобу, отметил следующее:
- железобетонная опора установлена на земельном участке как осветительная, фактически является хозяйственной постройкой, ее основное назначение – освещение территории земельного участка;
- железобетонная опора с размещенным на ней оборудованием не является объектом капитального строительства. Напротив, в деле есть документы, свидетельствующие, что опора является сборно-разборной конструкцией, может быть демонтирована и перенесена без потери ее конструктивных характеристик и свойств, имеет характер временного сооружения;
- базовая станция сотовой связи также, согласно, документам, является движимым имуществом;
- с учетом сказанного, использование этой вышки для размещения оборудования связи не изменяет целевое использование земельного участка;
- кроме того, виды разрешенного использования земельных участков определяются специальным Классификатором, который разрешает размещать и эксплуатировать антенно-мачтовые сооружения без отдельного указания, «внутри» титульного вида разрешенного использования и без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
В итоге все предыдущие акты были отменены, а дело против главного врача – прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Размещение антенно-мачтовых сооружений сотовой связи (вышки связи)
На сегодняшний день, в соответствии с действующим земельным законодательством использование земли, в том числе и для размещения антенно-мачтовых сооружений связи осуществляется на основании соответствующих документов, подтверждающих право на использование земельного участка (право собственности, договор аренды, договор пользования, разрешение на размещение/использование объекта и т.п.).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся, в том числе, линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с Законом Московской области от 10.10.2014 №124/2014-ОЗ
«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области», получение разрешения на строительство не требуется в том числе, в случае строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров (далее – АМС).
Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 №229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок). Согласно п.2 данного Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого центральным исполнительным органом государственной власти Московской области или уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».
На сегодняшний день размещение АМС осуществляется операторами (МТС, Мегафон, Теле2 и т.д.) и инфраструктурными операторами сотовой связи (Русские Башни, Компания НСТ, Сервис-Телеком, Руфтоп-Телеком и т.д.) заключившими соглашение о взаимодействии с Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области). Указанными соглашениями предусмотрены социальные обременения для операторов связи (установка камер наружного видеонаблюдения по программе «Безопасный регион», развитие инфраструктуры связи в труднодоступных и социально-значимых районах Московской области).
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на размещение АМС является закрытым и строго регламентирован п.8 Порядка и п.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 01.06.2017 №917-ПГ.
Согласно п.8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе, случае, если: в радиусе, равном 1/3 высоты размещаемого объекта, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.
Кроме того, согласно разъяснению Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 09.02.2017 №10-622/Исх, содержание видов разрешённого использования земельных участков, перечисленных в Классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе, антенно-мачтовых сооружений связи.
Кроме того, для размещения базовой сотовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. Однако согласно действующему законодательству, Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение и эксплуатацию АМС выдаются Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека на основании выполненной проектной документации, неотъемлемой частью которой является Разрешение на размещение объекта. Заключение не может быть оформлено и выдано перед получением Разрешения на размещение.
Действующие санитарные правила также не запрещают размещение базовых станций сотовой связи (далее – БС) на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При размещении БС на крышах жилых домов требуется согласие не менее 2/3 жителей. При отсутствии высоких зданий и строений, БС могут устанавливаться на специальных мачтах (АМС) высотой от 25 до 45 метров или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях.
Однако на сегодняшний день для размещения БС на АМС (вышках связи) на расстоянии далее 10 метров от жилых домов не требуется проведение публичных слушаний и получение согласия от жителей.
Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см2. На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.
Базовые станции оснащаются приемопередающими типами антенн. Для этого на одной мачте устанавливаются несколько антенных устройств, каждая из которых работает только в определенном направлении стороны света. Размещая на одной мачте несколько антенных устройств (обычно 3- 4), оператор БС обеспечивает устойчивую связь БС с владельцами сотовых телефонов, находящихся в зоне обслуживания БС. Основная энергия излучения передающего антенного устройства (при графическом его изображении) представляет собой форму лепестка, на границе которой уровень электромагнитного поля не должен превышать 10 мкВт/ см2. В результате электромагнитное излучение одной БС представляет собой несколько «лепестков», направленных горизонтально по сторонам света (диаграммы направленности антенн). Необходимым условием нормального функционирования сотовой связи и безопасности окружающей среды и человека является направление «лепестка» в сторону и выше строений, жилых домов, в которых работают или живут люди.
Соблюдение данных условий обязательно учитывается при рассмотрении материалов по обоснованию размещения БС, которые операторы сотовой связи представляет на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Управление Роспотребнадзора.
Вместе с заявлением оператор предоставляет: ситуационный план с отметкой места установки БС; копии договоров аренды или права собственности; расчеты определения уровня электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории с указанием границ санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки; диаграммы направленности антенн. Данные материалы проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и делается вывод об отсутствии или оказании негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье населения и соответствии проектных материалов требованиям вышеназванных санитарных правил.
До начала эксплуатации базовой станции оператор сотовой связи повторно должен обратиться в Управлении Роспотребнадзора для согласования ввода базовой станции в эксплуатацию.
Практика эксплуатации базовых станций и натурные замеры, проводимые аккредитованными лабораториями, в том числе по обращениям граждан, свидетельствуют, что базовые станции сотовой связи не достигают максимальных показателей мощности и заложенные в проекте расчетные санитарно-защитные зоны не требуют пересмотра.
При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.
В России пока завершается внедрение сотовой связи за счет установки базовых станций, расположенных друг от друга на расстояниях до 1- 20 км. В развитых странах уже переходят на микросотовую связь, когда маломощные БС устанавливаются на малых расстояниях друг от друга (200-500м) значительно снижая уровень электромагнитного излучения сотовых телефонов абонентов.
Сотовым операторам разрешили строить вышки без разрешения
Российским операторам сотовой связи разрешили строить антенно-мачтовые сооружения на территории Московской области без необходимого разрешения. Соответствующий закон подписал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Операторы «большой четверки» считают, что отказ от ненужных административных барьеров позволяет существенно ускорить строительство сетей и сэкономить деньги. По их словам, такая тенденция наблюдается и в других регионах страны.
Как сообщили в пресс-службе Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (Мингосуправление), закон «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области» упростит строительство антенно-мачтовых сооружений связи в Подмосковье.
«Правительство Московской области воспользовалось своим правом и отменило требование для получения разрешения на строительство для антенно-мачтовых сооружений связи высотой до 45м и технологическим заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли до 4м, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания», — говорится в сообщении пресс-службы Мингосуправления.
По словам министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максута Шадаева, изменения в региональном законодательстве исключают необходимость получать разрешение на строительство антенно-мачтовых сооружений, поскольку это легко возводимые типовые конструкции. Он отметил, что цель инициативы Министерства — сокращение сроков строительно-монтажных работ сооружений связи в Подмосковье до нескольких недель. Как отметили в пресс-службе Мингосуправления, ранее эти сроки могли растянуться на полтора-два года.
Как пояснил Максут Шадаев, в Подмосковье операторы связи и инфраструктурные компании могут подать документы на выделение земельных участков и получение разрешений на размещение сооружений связи в режиме «единого окна». По его словам, это позволит контролировать сроки прохождения документов.
Представитель пресс-службы Мингосуправления Полина Давлетшина сообщила, что органы управления Московской области постепенно упрощают административные процедуры размещения оборудования связи. «Для строительства базовых станций планируем принятие нормативных актов, регламентирующих единый порядок размещения оборудования связи на зданиях и сооружениях Московской области», — отметила Полина Давлетшина.
«Мы положительно оцениваем данную инициативу. Ожидаем эффекта как в области строительства и реконструкции линий связи, так и опосредованного положительного эффекта: наши арендодатели — инфраструктурные операторы, чьи объекты мы используем для размещения оборудования, — будут строить быстрее»,— рассказала пресс-секретарь ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Анна Айбашева.
По словам представителя пресс-службы Tele2 (ООО «Т2 Мобайл»), администрация Московской области последовательно упрощает процедуру строительства для операторов. «Мы, безусловно, поддерживаем власти в этом вопросе, поскольку отказ от ненужных административных барьеров позволяет существенно ускорить строительство сетей, а значит, сэкономить деньги и быстрее предоставить жителям региона качественную связь», — сообщил представитель пресс-службы Tele2.
Он уточнил, что оператор с самого начала строительства сети в регионе плотно сотрудничал с администрацией Подмосковья. «Это позволило нам построить сеть в Московском регионе в кратчайшие сроки — менее чем за полтора года. В других регионах мы также видим тенденцию к упрощению разрешительных процедур», — отметили в пресс-службе Tele2.
Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский положительно оценивает упрощение строительства антенно-мачтовых сооружений на территории Московской области. «Замечательная инициатива Московской области ускорит развитие сотовой связи и беспроводного Интернета в регионе. Снимет огромную головную боль с операторов и башенных компаний. Сейчас ситуация такова, что еще до оформления разрешений компании начинают эксплуатацию башен «под верным флагом», подвергаясь риску и вымогательству», — сообщил Юрий Домбровский.
В Московской области ведется также работа по облегчению условий для операторов, оказывающих услуги проводной связи. Как рассказала Полина Давлетшина, ведется работа для обеспечения недискриминационного доступа (НДД) операторов связи в многоквартирные дома в Московской области. «Для обеспечения равного доступа к качественным услугам связи Мингосуправление Московской области разработало методические рекомендации по организации размещения оборудования связи в многоквартирных домах», — сообщила Полина Давлетшина.
Она уточнила, что на территории Московской области более 300 операторов предоставляют услуги доступа в Интернет. Чтобы получить возможность предоставлять услуги жильцам многоквартирного дома, оператор должен заключить договор на размещение оборудования связи. И это, как отметила Полина Давлетшина, серьезная проблема для оператора.
По мнению Максута Шадаева, методические рекомендации призваны создать равные условия для оказания и обеспечения доступности современных услуг связи для жителей Подмосковья. Он уточнил, что методические рекомендации — это руководство для операторов связи, желающих легализовать 6присутствие в многоквартирных жилых домах и предлагать их жильцам услуги пользования Интернетом. По словам министра, в рекомендациях прописаны все шаги, которые должны быть сделаны управляющими компаниями, начиная от инвентаризации состояния имеющейся кабельной инфраструктуры и заканчивая собранием собственников.
Максут Шадаев отметил, что ранее в Подмосковье не было единого порядка строительства и использования инфраструктуры доступа операторами связи при капитальном строительстве. «Пользуясь этим, ряд застройщиков без оформления прав передавали инженерные коммуникации подконтрольным управляющим и телекоммуникационным компаниям, которые в дальнейшем эксплуатировали их. А для строительства новой инфраструктуры застройщики привлекают сторонние компании, которые в дальнейшем, по сути, узурпируют построенные ЛКС, препятствуя свободной конкуренции на рынке услуг связи, что является прямым нарушением ФЗ №126 «О связи», — сообщил министр.
Он уточнил, что монопольное использование инфраструктуры доступа приводит к завышению тарифов на обслуживание и снижению качества, а издержки отсутствия свободной конкуренции на рынке услуг связи несут жители Подмосковья.
«Разрабатывая ясный порядок, мы стимулируем инвестиционную активность и стремимся привлечь частные инвестиции для развития инфраструктуры связи в регионе», — сообщил Максут Шадаев.
По его мнению, в инвестиционные соглашения по строительству многоквартирных жилых домов необходимо включать требование об обязанности застройщика передать все ЛКС, созданные в рамках реализации инвестиционных соглашений, в собственность муниципального образования.
На вопрос, существует ли документ, который позволил бы упростить строительство проводной связи в Московской области, пресс-секретарь МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» Инна Губарева сообщила, что, к сожалению, пока такого документа нет.
Проблема с получением разрешительной документации на проектирование и строительство базовых станций, а также проблема в части строительства проводной связи актуальна для многих регионов России. Так, в начале этого года операторы сотовой связи жаловались на то, что в Ленинградской области получение разрешительной документации может затянуться на полтора-два года. Правительство Ленинградской области тогда призвало операторов связи к сотрудничеству и предложило помощь в решении различных вопросов, связанных с повышением качества предоставляемых услуг.
Стоит отметить, что к 1 сентября 2016 г. совет по региональной информатизации правительственной комиссии по использованию информационных технологий под руководством министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова рекомендовал региональным органам власти разработать документы, упрощающие размещение оборудования операторов на объектах государственной и муниципальной недвижимости.