Перспективы развития интернета вещей в россии
PwC представила результаты своего исследования «Перспективы развития Интернета вещей в России». В мире растет количество «подключенных» устройств (по оценкам отраслевых аналитиков, их количество достигнет 20–50 млрд. единиц к 2020 г.) и вместе с ним – количество примеров применения Интернета вещей (Internet of Things, IoT) в экономике: энергетике, промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, транспорте, здравоохранении и др.
Выгоды от внедрения технологий IoT
Результаты опроса PwC руководителей крупнейших компаний стран АТЭС в 2016 г. выявили, что ожидания компаний от внедрения IoT отличаются в зависимости от отрасли. В рамках опроса руководителей компаний спросили, в каких областях они ожидают наибольшие выгоды от внедрения технологий IoT в ближайшие три года. Большинство из них ожидают, что инвестиции в IoT позволят сократить затраты, – среди промышленных компаний этот ответ был первым по популярности.
Руководители компаний в области финансовых услуг, технологий и потребительских товаров в первую очередь ожидают улучшения качества обслуживания клиентов. При этом руководители финансовых компаний имеют большие ожидания в области снижения рисков за счет инвестиций в IoT. Например, это позволяет развивать «умное» страхование, когда данные об управлении транспортным средством передаются в страховую компанию в режиме реального времени, что влияет на оценку рисков и страховые тарифы. Большинство руководителей технологических компаний также ожидают, что внедрение IoT позволит увеличить выручку от услуг.
Технологии IoT, применяемые в промышленности (Индустриальный интернет вещей), позволяют существенно сократить затраты и повысить производительность. По результатам опроса крупнейших немецких компаний выявлено, что по ожиданиям компаний в течение пяти лет инвестиции в промышленные интернет-технологии могут позволить повысить эффективность в среднем на 18% и сократить затраты на 14%. При этом IoT позволяет промышленным компаниям трансформировать бизнес-модели и наращивать доходы от услуг (например, от послепродажного обслуживания): компании прогнозируют, что в среднем эти технологии обеспечат рост выручки на 2,9% ежегодно.
Применение Интернета вещей в России
В России есть отдельные заметные примеры внедрения IoT, преимущественно в области электроэнергетики и транспорта.
Электроэнергетика
В электроэнергетике Интернет вещей может привести к значительным изменениям, трансформируя традиционную электромеханическую систему энергетики в цифровую. В электроэнергетике под определение Интернета вещей обычно попадают «умные» или «интеллектуальные» сети (smart grids) и счетчики (smart meters) Новые технологии особенно актуальны для России, обладающей исторически сложившейся масштабной централизованной системой энергоснабжения, а это свыше 2,5 млн км линий электропередач, около 500 тыс. подстанций, 700 электростанций мощностью более 5 МВт. Однако на сегодняшний день проникновение Интернета вещей в российскую энергетику находится на начальном уровне.
В России есть ряд успешных примеров внедрения интеллектуальных сетевых технологий, например, в регионах присутствия ПАО «Россети», Татарстане и ряде других районов. Большая часть нового оборудования (трансформаторы, выключатели) уже обладает системами дистанционной диагностики.
Транспорт
В транспорт Интернет вещей проник намного глубже. В отрасли, где протяженность различных видов путей превышает 1,6 млн км, а количество грузового транспорта (автомобильного, железнодорожного и прочих) – 7 млн единиц, в принципе невозможно обойтись без систем удаленного мониторинга.
Наибольшее развитие IoT получил в автомобильном транспорте благодаря распространению тех же смартфонов, которые водители берут с собой в дорогу и доля которых приблизилась к 50 % сотовых устройств в России. Благодаря им построены системы мониторинга загруженности дорог на картах Яндекс, Google и др.
Более серьезные системы интеллектуального мониторинга транспорта внедряются благодаря установке в автомобили систем удаленного мониторинга передвижения на базе датчиков ГЛОНАСС/GPS и систем контроля за расходом топлива. Такие устройства позволяют существенно сократить затраты и контролировать целевое использование транспорта, анализировать и оптимизировать маршруты движения, что крайне важно для логистики. Без таких устройств не обходится, наверное, ни одно более или менее крупное транспортное предприятие. При этом они используются не только для внешних перевозок, но и внутри предприятий: «Северсталь», например, таким образом отслеживает массу и передвижение грузов, маршруты погрузчиков на своих заводах. В России появилось уже довольно много производителей устройств дистанционного мониторинга транспорта – Omnicom, «АвтоГРАФ», GALILEO, «Форт», Naviset, «Меркурий», «Штрих-ТахоRUS», «Гранит Навигатор», M2M Cyber и др. На рынке также много программных продуктов, позволяющих анализировать получаемые данные и оптимизировать затраты и процессы.
Особенности применения Интернета вещей в России
Технологии IoT имеют ряд особенностей и ограничений применения в России, связанных с экономической, технологической, законодательной, географической и культурной спецификой страны.
Можно выделить три рынка применения технологий IoT: массовый рынок (B2C), рынок коммерческих компаний (B2B), рынок государственных учреждений и госкомпаний (B2G): на каждом из них существуют ограничения и возможности применения технологий IoT, свойственные для нашей страны.
На данный момент существуют разные оценки емкости мирового рынка IoT-решений. До 2020 г., по некоторым оценкам, он может превысить 1,2 трлн долларов. Объем российского рынка пока сравнительно небольшой по меркам других стран и в 2020 г., по различным прогнозам, составит 4–9 млрд долларов. Разброс оценок рынка зависит от того, кем осуществляется расчет и какие сегменты учитываются в структуре рынка. Однако наиболее важным результатом является не объем самого рынка IoT-технологий, а мультипликативный эффект, который эти технологии окажут на отрасли экономики за счет повышения производительности труда и сокращения затрат.
По оценке PwC, мультипликативный эффект в несколько раз превышает затраты на внедрение технологий и может составить десятки миллиардов долларов на горизонте начиная с 2020 г. Прежде всего, эффекта можно достичь за счет экономии затрат на техническое обслуживание и ремонт производственных активов; повышения энергоэффективности производств, зданий и сооружений; оптимизации транспортных и логистических потоков; повышения эффективности производственных процессов.
При этом IoT имеет важные преимущества перед другими прорывными технологиями. Во-первых, IoT-технологии имеют широкое применение как на потребительском рынке, так и для бизнеса и производства. С другой стороны, для внедрения IoT уже есть в той или иной степени готовая инфраструктура – сети, мобильные и фиксированные, а дальнейшее внедрение (сенсоры, приложения) достаточно дешево.
Достижение мультипликативного эффекта зависит от системности подхода государства к внедрению IoT-технологий в России: обновления регуляторной базы, развития механизмов поддержки, создания условий для развития кадрового потенциала, продвижения российского опыта за рубежом, консолидации и координации отраслевых сообществ.
Полный текст исследования PwC «Перспективы развития Интернета вещей в России» доступен здесь.
Перспективы развития интернета вещей в россии
Сам термин «интернет вещей» появился в самом конце прошлого века, в 1999 году, когда в компании Procter & Gamble было принято решение оптимизировать логистику, используя радиочастотные метки (RFID), идентифицирующие каждый товар. Проект, реализовывавшийся при участии Массачусетского технологического института, представлял собой, по сути, описание идеального склада, все элементы которого были связаны между собой. За счет этого работа логистической системы практически не требовала участия человека.
Собственно, это и есть смысл идеального IoT: соединить различные объекты в единую компьютерную сеть, позволяющую им обмениваться информацией, с помощью специального программного обеспечения анализировать полученные данные и в режиме реального времени без участия человека принимать управленческие или оптимизационные решения.
На переход от теории к практике ушло десять лет. К концу первого десятилетия XXI века IoT стал полномасштабной индустрией: в 2011 году количество подключенных к всемирной сети устройств превысило количество подключенных пользователей. Интернет вещей активно развивался и в потребительском сегменте, однако очень скоро стало очевидно, что с помощью создания единых информационных пространств можно значительно повысить эффективность практически любого производства. B2B-сегмент IoT стал отдельным направлением, получившим название «промышленный интернет вещей» (industrial internet of things, IIoT) и учитывающим отраслевую или корпоративную специфику.
В IIoT точно так же с помощью компьютерных сетей создается единое информационное пространство, к которому подключаются производственные объекты. Для этого на ключевые части оборудования устанавливаются датчики, исполнительные механизмы, контроллеры и человеко-машинные интерфейсы, информация с которых с помощью специального ПО или поставляется в удобном стандартизированном виде пользователям для удаленного контроля, анализа и принятия управленческих решений, или используется автоматизированными системами управления, работающими без участия человека. В первом случае рост эффективности достигается за счет повышения уровня достоверности и полноты данных, которыми пользуются сотрудники самых разных подразделений, до этого разобщенных и относительно автономных. Полученная информация может быть использована, например, для предотвращения внеплановых простоев оборудования и аварийных ситуаций, перехода на «обслуживание по состоянию», ликвидации сбоев в управлении цепочками поставок.
Во втором случае речь идет уже о достижении целевого уровня «Индустрии 4.0», то есть о переходе на полностью автоматизированное цифровое производство, процессами в котором управляют «умные» устройства в режиме онлайн.
За двадцать лет развития промышленный интернет вещей обзавелся энциклопедическими примерами повышения эффективности за счет создания и объединения информационных потоков, поступающих с производственных площадок. Один из классических и самых ранних — реорганизация производства компанией Harley Davidson, терявшей конкурентоспособность из-за неповоротливости производства, не успевавшего реагировать на запросы потребителей. Установив на каждом производственном этапе датчики, контролируемые системой класса MES (manufacturing execution system, система управления производственными процессами — ПО, синхронизирующее, координирующее, анализирующее и оптимизирующее процесс выпуска продукции), компания сократила трехнедельный производственный цикл до шести часов, что позволило в итоге в семь раз увеличить акционерную стоимость.
Без использования хотя бы самого простого варианта IIoT сегодня практически невозможно представить себе современное производство, в какой бы отрасли оно ни действовало. Непрерывный, проактивный контроль в режиме реального времени — основа повышения эффективности. Для удобства операторов современные системы мониторинга посредством любого веб-браузера визуализируют условия протекания технологических процессов и выявляют факторы, оказывающие на них влияние. Самые популярные платформы, такие, например, как MCIS, OMATIVE-Pro, постоянно отслеживают события в работе оборудования, передают информацию об основных процессах, формируют статистические отчеты. Эту информацию можно получить не только из любой точки заводской компьютерной сети, но в принципе из любой точки мира, если там есть подключение к «мировой паутине».
Именно это направление «интернетизации» производства сегодня наиболее востребовано в России, пока объективно отстающей от западного промышленного сектора: прежде чем научить машины обходиться без людей, нужно помочь людям и машинам взаимодействовать. Активное движение в этом направлении отечественная индустрия уже начала.
По оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка услуг и решений межмашинных коммуникаций (M2M) и интернета вещей по итогам 2017 года превысил 60 млрд рублей. Аналитики сразу нескольких агентств, таких как Orange Business Services и iKS-Consulting, отдают пальму первенства в развитии российского IoT транспортной отрасли. Это неудивительно для страны, где протяженность различных видов путей превышает 1,6 млн км, а количество грузового транспорта (автомобильного, железнодорожного и пр.) — 7 млн единиц. Но интернет вещей проникает и в другие отрасли экономики, в том числе в нефтегазовую.
Создание интегрированных цифровых платформ, охватывающих всю цепочку создания стоимости, от добычи до реализации нефтепродуктов конечному потребителю, — очевидный путь к повышению эффективности, причем повышению очень заметному. К построению такой платформы в 2017 году приступила компания «Газпром нефть». Стартовая точка процесса — открытие Центра управления эффективностью (ЦУЭ). В режиме реального времени 250 тыс. датчиков и десятки систем транслируют информацию в ЦУЭ со всех активов компании, входящих в периметр блока логистики, переработки и сбыта. В непрерывном режиме ЦУЭ обрабатывает данные, поступающие с контрольно-измерительных приборов и датчиков систем автоматизированного мониторинга производственных процессов, охватывая 90% технологических параметров и материальных потоков. Мониторинг и анализ качества и количества углеводородного сырья и готовой продукции на каждом этапе цепочки добавленной стоимости позволяет определять источники возможных отклонений.
В ближайшие два года ЦУЭ должен выйти на 50%-ную мощность и начать отслеживать, анализировать и прогнозировать количество запасов нефтепродуктов на всех нефтебазах и ТЗК компании; в автоматическом режиме мониторить более 90% параметров производства; анализировать надежность более 40% технологического оборудования и разрабатывать мероприятия, предупреждающие потери нефтепродуктов и снижение их качества.
Постепенная «пристыковка» к этой системе новых проектов, основанных на технологиях «Индустрии 4.0», — разворачивание «озер данных», использование искусственного интеллекта для анализа информации, создание цифровых двойников объектов технологической цепи — как раз и есть тот путь, который позволит создать цифровую платформу сегмента downstream «Газпром нефти». Включающей и цифровые роботы-заводы, как, например, завод Philips в Голландии, производящий бритвы, который представляет собой темное помещение, где трудятся 128 роботов, а весь персонал предприятия насчитывает девять человек. Конечно, НПЗ не производство бритв, да и в целом Россия пока не готова к массовому переходу на безлюдные производства (которых в принципе и в мире пока немного). Тем не менее та же «Газпром нефть» уже реализует пилотные проекты, создавая цифровые заводы на базе своих битумных предприятий в Шымкенте (Казахстан) и Рязани. В сбытовой сети компании появляется всё больше автоматических АЗС, управление оборудованием которых, вплоть до кофе-машин, ведется из единого удаленного центра в Ярославле. Менеджеры «Газпром нефти», работающие с топливной розницей и мелким оптом, уже активно используют так называемые рабочие места руководителей, дашборды, — «умные» панели управления, в реальном времени отображающие данные о различных процессах, объемах продаж, статистические отчеты. Плодами цифровой трансформации, основанными на IIoT, начинают пользоваться и потребители авиатоплива: проект «Цифровой ТЗК» «Газпром нефти», направленный на повышение скорости передачи данных в авиакомпанию и введение цифрового документооборота между поставщиком и потребителями авиатоплива, должен в перспективе перерасти в схему, в рамках которой самолет еще в воздухе на подлете к аэродрому будет отправлять сообщение о необходимом объеме топлива и точном времени заправки.
Каково будущее интернета вещей? Эксперты в один голос говорят об активном развитии, в первую очередь в промышленной сфере. По оценке Gartner, количество устройств, соединенных с помощью различных сетей, достигнет в мире к 2020 году 21 млрд штук. Эксперты McKinsey заглянули за черту 2025 года, спрогнозировав, что к этой временной отметке выгода от внедрения IoT превысит $11 трлн. В России, по информации аналитиков PwC, кумулятивный эффект от внедрения IoT-технологий до 2025 года составит 2,8 трлн рублей. При этом эксперты IDC считают, что расходы на технологии IoT в России до 2021 года будут одними из самых высоких в Центральной и Восточной Европе: порядка $9,4 млрд. Что, в общем, неудивительно: потенциал повышения эффективности за счет внедрения элементов IIoT в России значительно выше, чем в развитых странах, за счет большего «пространства для маневра». На современных западных производствах уже намного выше уровень автоматизации, соответственно, реализовано больше потенциальных возможностей. Исходя из этого, специалисты не исключают скачка продуктивности отечественной промышленности на 10–30%, в то время как на Западе норма — 1–2%.
В 2017 году к продвижению интернета вещей в массы подключились и российские власти, утвердив несколько ключевых документов. Дорожная карта «Технет» направлена на внедрение IT-систем для управления и проектирования промышленных производств при создании «фабрик будущего». Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» также призвана стимулировать развитие таких направлений, как промышленная сенсорика, big data и индустриальный интернет. В 2017 году было создано несколько профильных ведомств и учреждений для развития промышленного интернета, например, Комитет по стандартизации интернета вещей и Ассоциация развития систем индустриального интернета.
Но, конечно, основа необходимости цифровой трансформации для бизнеса — это экономическая выгода. По сравнению с традиционной организацией производства использование IIoT позволяет сократить затраты на производство до 50%, управлять активами в режиме реального времени, повысить энергоэффективность.
Если добавить к этому постоянное снижение стоимости электроники, а значит, датчиков и сенсоров, развитие новых стандартов радиосвязи и передачи данных, таких как 5G, оптимизм экспертов вполне понятен.
В целом, по оценкам ведущих мировых исследовательских компаний, рынок IoT в ближайшие годы будет расти в среднем на 15–20% в год и наибольшую его часть (около 25%) займет именно промышленный сектор. Что касается ближайшего будущего, то в 2018 году расходы на IoT-технологии достигнут $772 млрд, что на 14% больше показателей 2017 года ($684 млрд).
Решение первой важной технологической задачи в рамках создания ЦУП началось: «Газпром нефть» приступила к формированию системы получения оперативной и достоверной информации из каждой точки, значимой для реализации проекта. Главным полигоном для отработки технологий стало Новопортовское месторождение в ЯНАО, где уже началось 3D-сканирование строящихся объектов с помощью лазеров, опробованы мультиагентные технологии при доставке на месторождение материалов и оборудования баржами в короткий безледовый период. Еще одной важной задачей для технологий «Индустрии 4.0» в рамках ЦУП станет оптимизация планов реализации проектов с помощью цифровых моделей.
«Перспективы развития интернета вещей в России»: исследование PwC
Исследования PwC выявили, что ожидания компаний от внедрения IoT отличаются в зависимости от отрасли. В рамках опроса руководителей крупнейших компаний стран АТЭС3 аналитики PwC спросили, в каких областях они ожидают наибольшие выгоды от внедрения технологий IoT в ближайшие три года.
Чем выгодны технологии Интернета вещей?
Большинство руководителей ожидают, что инвестиции в IoT позволят сократить затраты, – среди промышленных компаний этот ответ был первым по популярности. Руководители компаний в области финансовых услуг, технологий и потребительских товаров в первую очередь ожидают улучшения качества обслуживания клиентов. При этом руководители финансовых компаний имеют большие ожидания в области снижения рисков за счет инвестиций в IoT. Например, это позволяет развивать «умное» страхование. Большинство руководителей технологических компаний также ожидают, что внедрение IoT позволит увеличить выручку от услуг.
По результатам опроса крупнейших немецких компаний выявлено, что по ожиданиям компаний в течение пяти лет инвестиции в промышленные интернет-технологии могут повысить эффективность в среднем на 18% и сократить затраты на 14%. При этом IoT позволяет промышленным компаниям трансформировать бизнес-модели и наращивать доходы от услуг (например, от послепродажного обслуживания): компании прогнозируют, что в среднем эти технологии обеспечат рост выручки на 2,9 % ежегодно.
В России есть отдельные примеры внедрения IoT, преимущественно в области электроэнергетики и транспорта.
В электроэнергетике «Интернет вещей» может привести к значительным изменениям, трансформируя традиционную электромеханическую систему энергетики в цифровую. Новые технологии особенно актуальны для России, обладающей исторически сложившейся масштабной централизованной системой энергоснабжения, а это свыше 2,5 млн км линий электропередач, около 500 тыс. подстанций, 700 электростанций мощностью более 5 МВт. Однако на сегодняшний день проникновение «Интернета вещей» в российскую энергетику находится на начальном уровне.
В целях нормативного закрепления такой возможности Минэнерго России в начале2017 г. предложило закрепить постановлением правительства изменение соответствующих ремонтных нормативов для компаний Холдинга «Россети».
В России есть ряд успешных примеров внедрения интеллектуальных сетевых технологий, например, в регионах присутствия ПАО «Россети», Татарстане и ряде других районов. Большая часть нового оборудования (трансформаторы, выключатели) уже обладает системами дистанционной диагностики.
Снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.
В транспорт «Интернет вещей» проник намного глубже. В отрасли, где протяженность различных видов путей превышает 1,6 млн км, а количество грузового транспорта (автомобильного, железнодорожного и прочих) – 7 млн единиц, в принципе невозможно обойтись без систем удаленного мониторинга.
Наибольшее развитие IoT получил в автомобильном транспорте благодаря распространению тех же смартфонов, которые водители берут с собой в дорогу, и доля которых приблизилась к 50% сотовых устройств в России. Благодаря им построены системы мониторинга загруженности дорог на картах Яндекс, Google и др.
Вокруг смартфонов в автомобиле – целые экосистемы программных решений (например, Uber, Яндекс Такси, Get Taxi и др.). Данные решения полностью изменили рынок такси в крупных городах. Такие сервисы уже не ограничиваются только сферой такси и проникают в сферу логистики: подобно UberCargo и Trucker path в России появились стартапы GoCargo и iCanDrive, в основе которых лежит как раз использование IoT.
Более серьезные системы интеллектуального мониторинга транспорта внедряются благодаря установке в автомобили систем удаленного мониторинга передвижения на базе датчиков ГЛОНАСС/GPS и систем контроля за расходом топлива.
«Интернет вещей» может изменить и уже меняет работу складских логистических комплексов. Здесь на смену автоматизации, по прогнозам экспертов, может прийти роботизация процессов. При этом в складской логистике это может произойти быстрее, чем внедрение беспилотных автомобилей в автотранспорте.
«Интернет вещей» используется и государством с целью организации транспортной системы в России. На базе IoT построена система взимания платы за проезд грузовых автомобилей массой 12 тонн и более по автодорогам «Платон», в которой на конец 2016 г. было зарегистрировано около 700 тыс. автомобилей.
Развитие технологий может сильно изменить рынок логистики. Согласно исследованию PwC, более 90 % опрошенных представителей отрасли указывают на рост важности информации и ее обработки в ближайшие пять лет.
Барьеры для развития IoT в России
Традиционно в России компании из реального сектора осторожно подходят к изменению процессов, особенно если новые процессы должны интегрировать оперативную информацию в онлайн-режиме.
Помимо изменения процессов, требуется интеграция технологий IoT в существующий ИТ-ландшафт, что также будет являться испытанием для российских компаний, которые зачастую предпочитают лоскутную или «ручную» интеграцию информационных систем. Но, чтобы получить полную отдачу от IoT, компаниям нужно интегрировать новую технологию в сквозной процесс.
На данный момент существуют разные оценки емкости мирового рынка IoT-решений. До 2020 г., по некоторым оценкам, он может превысить 1,2 трлн долларов. Объем российского рынка пока сравнительно небольшой по меркам других стран и в 2020 г., по различным прогнозам, составит 4–9 млрд долларов. Разброс оценок рынка зависит от того, кем осуществляется расчет и какие сегменты учитываются в структуре рынка. Однако наиболее важным результатом является не объем самого рынка IoT-технологий, а мультипликативный эффект, который эти технологии окажут на отрасли экономики за счет повышения производительности труда и сокращения затрат.
Ознакомиться с полным текстом исследования PwC «Перспективы развития интернета вещей в России» вы можете по по ссылке .
Половина российских компаний внедрит интернет вещей к 2021 году
Россия в лидерах по динамике внедрения
По состоянию на конец 2019 г. более 50% компаний в России уже внедрили или планируют в течение ближайших 12 месяцев завершить проекты по внедрению решений с использованием технологий интернета вещей. Такие данные опубликованы в новом отчете «Возможности и тенденции интернета вещей: углубленный анализ российского рынка» (Russia Internet-of-Things Market 2019-2023 Forecast) аналитической компании IDC.
Согласно свежим прогнозам аналитиков IDC на период с 2018 г. до конца 2023 г., среднегодовые темпы роста российского рынка интернета вещей составят 19,7%. Эта динамика значительно выше тех 18%, что предсказывали в IDC в декабре 2018 г.
«Завершившиеся внедрения выявили важность задач интеграции решений на основе интернета вещей и существующего ИТ-ландшафта, связи физической инфраструктуры, информация о которой передается с помощью технологий Интернета вещей, с цифровыми технологиями. Анализ данных из физического мира позволяет получить новые конкурентные преимущества. Эти факторы определили весомый вклад услуг системной интеграции и консалтинга в формирование объема рынка интернета вещей в России», – отметила Елена Семеновская, директор по исследованиям в российском подразделении IDC.
Сервисы — в лидерах российских инвестиций в интернет вещей
Согласно данным глобального исследования IDC IoT Decision Maker Survey 2019, в котором приняли участие 4480 международных организации численностью более 100 человек, включая 170 организаций из России, среди ключевых целей стратегии и инвестиций в интернет вещей более трети респондентов отметили повышение уровня безопасности в организации.
Почти треть опрошенных включила в список целей улучшение качества продукции, четверть опрошенных надеется принимать более эффективные и быстрые решения благодаря расширенному сбору и анализу данных.
Среди ключевых показателей эффективности проектов большая часть респондентов отметила, что развертывание решений интернета вещей может считаться успешным, если повышает производительность организации, качество обслуживания клиентов, а также способствует сокращению затрат.
По оценкам IDC, ИТ- и бизнес-услуги заняли наибольшую долю на российском рынке внедрений интернета вещей, которая составила около 40%. На втором месте инвестиции в оборудование – серверные мощности и устройства. Большая часть проектов требует дополнительной установки датчиков, сенсоров для сбора недостающей информации данных и обновления вычислительных мощностей для обработки растущего количества данных с этих устройств.
Согласно финальному варианту дорожной карты «Технологии беспроводной связи», представленной Минкомсвязи и подготовленной «Национальным центром информатизации» (НЦИ) в рамках мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика», в ближайшие пять лет в России на поддержку производителей технологий 4G/5G, интернета вещей и спутниковой связи будет направлено 244 млрд руб..
Глобальные тенденции на рынке интернета вещей
Согласно данным исследования IDC Worldwide Semiannual Internet of Things Spending Guide, представленного компанией летом 2019 г. среднегодовые темы прироста инвестиций в глобальный рынок интернета вещей на период 2019-2023 гг. Составят 12,6%, что значительно ниже 19,7%, прогнозируемых для российского рынка IoT, и на один процент меньше прогнозной оценки IDC по темпам роста мирового рынка интернета вещей прошлого года.
По итогам 2019 г. в IDC оценивают инвестиции в рынок IoT на уровне $726 млрд. По глобальному рынку интернете вещей аналитики IDC прогнозируют прохождение отметки в $1,0 млрд ориентировочно в 2022 г., и достижение уровня в $1,1 трлн в 2023 г.
На США и Китай придется примерно половина всех инвестиций в интернет вещей в рассматриваемый период. Наибольшая динамика роста рынка, по мнению аналитиков IDC, придется на Латинскую Америку и Африку – до 23,1% и 19,5% в год соответственно.
Тремя лидирующими по размеру инвестиций в интернет вещей коммерческими отраслями на ближайшие годы останутся товарное (дискретное) производство, технологическое производство и транспорт. На эти три отрасли в 2023 г. придется примерно треть всех глобальных расходов на IoT.
Потребительский рынок – в том числе, умные дома и подключенные автомобили, будет вторым по величине источником расходов на IoT в 2019 г., однако в связи с динамичным среднегодовым приростом по всем отраслям на уровне примерно 16,8% в ближайшие пять лет станет крупнейшим источником расходов на IoT к 2023 г.